22.07.2022
Перед покупкой любой бытовой техники или электроприбора мы обязательно выясняем, чем различные модели отличаются друг от друга, какие есть характеристики и функции, что именно от них зависит. С музыкальными инструментами всё то же самое, но покупателей часто пугает незнакомая терминология и обилие непонятных слов. Особенно часто задают вопросы о цифровых пианино, ведь, когда нужно
купить цифровое пианино ребёнку, хочется учесть все нюансы, выбрать лучшее, при этом не переплатить. Мы решили, что самое время создать цикл статей и объяснить наиболее важные характеристики цифровых пианино простыми словами. Сегодня рассказываем про
полифонию.
Что такое полифония?
Если брать значение слова в нашем контексте, то полифония - это количество различных звуков (нот, обертонов, шумов, призвуков), которые процессор цифрового пианино может обрабатывать и воспроизводить ОДНОВРЕМЕННО. Люди, не особо связанные с музыкой и звуковой техникой, конечно, удивятся: при чём тут одновременно, как я вообще пойму, сколько этих самых одновременно звучащих нот мне нужно? Да и вообще, нот всего 7, а в графе "полифония" цифры доходят почти до 300. Для того, чтобы разобраться, попробуем начать с более простых примеров.
Те, у кого были мобильные телефоны уже в 2000-х годах, сталкивались с понятием полифонии буквально: чем большее значение полифонии было у мобильного телефона, тем менее противно звучала воспроизводимая им музыка. В общем-то, с цифровыми пианино ситуация не настолько буквальная, но суть та же: чем больше голосов полифонии у того или иного инструмента, тем более чисто и натурально он звучит.
Сколько нужно голосов?
У первых цифровых инструментов была 32-голосовая полифония (да-да, телефоны с такими цифрами тоже были), производители говорят, что пианино с количеством голосов от 128 считаются профессиональными, а топовые цифровые фортепиано чаще всего имеют 256 голосов. И какое же выбрать для обучения ребёнка? А не ребёнка? И на что это повлияет? К тому же, у нас всего десять пальцев на двух руках, то есть одновременно мы можем зажать 10 клавиш. Зачем же более 200 голосов?..
Давайте разбираться. В современных фортепиано при нажатии одной клавиши тон генератор воспроизводит не просто одну ноту, а ещё целую палитру различных призвуков и обертонов, в том числе, призвуки вибрации деки, соседних струн, нажатия и возвращения клавиш. В итоге, на одну нажатую клавишу процессор цифрового пианино отвечает в среднем аж 9(!) одновременными звуками! А если мы одновременно зажимаем несколько клавиш обеими руками, да к тому же используем какие-то дополнительные тембры и ритмы, нагрузка на процессор цифрового пианино увеличивается.
Если голосов не хватает
Что будет, если у цифрового пианино, допустим, 64 голоса полифонии (как в популярном
пианино Yamaha P-45), а мы пытаемся на нем сыграть сложное динамичное произведение, используя демпферную педаль (т.е. заставляя звучать каждую нажатую клавишу в то время, когда уже нажимаем другие)? К счастью, процессор пианино не взорвётся от перегрузки, его аудиосистема не станет фонить или издавать другие странные звуки, и надпись "Error" тоже нигде не появится. С инструментом не произойдёт ничего страшного, просто ваше произведение будет звучать менее объёмно и полноценно, "бедно". При этом всё той же 64-голосой полифонии будет более чем достаточно для каких-то простых пьес, аккомпанемента или разбора произведений отдельно каждой рукой.
То есть, для ученика музыкальной школы в первые два-три года обучения будет достаточно цифрового пианино даже с 64 голосами полифонии. Разумеется, если у ребёнка уже через два года учёбы очевидные успехи, с каждым занятием усложняется репертуар, а педагог предлагает готовиться к серьёзным конкурсам, то стоит задуматься о смене инструмента на более профессиональный.
Когда не очень важна полифония
В ученических и профессиональных цифровых пианино часто отдельной графой указывают сэмплы. А это что значит? Сэмплы - это не синтезированные, а записанные с помощью профессиональной техники звуки музыкальных инструментов. То есть, когда вы нажимаете клавишу обычного цифрового пианино, его процессор подтягивает всю доступную полифонию и как бы "собирает" звучание: нотка + демпферные шумы + звук нажатия и отпускания клавиши + настройка акустики помещения + демпферная педаль + все функции, которые вы ещё используете при игре. А при использовании сэмпла нажатие клавиши просто воспроизводит достоверно записанную ноту вместе со всеми обертонами и призвуками, именно поэтому компактные цифровые пианино могут звучать как дорогущие концертные рояли, золотые флейты и так далее. Безусловно, запись даже одного сэмпла (например, концертного рояля Steinway) - процесс трудоёмкий и дорогостоящий, поэтому сэмплов, в отличие от тембров, обычно указано совсем немного. Но они позволяют воспроизводить премиальный звук при относительно небольшой нагрузке процессора и даже при небольшом количестве голосов полифонии.
Зачем так много голосов?
Собственно, вернёмся к полифонии. Как мы уже упоминали, профессиональными считаются цифровые пианино с количеством голосов от 128, они способны достоверно (очень близко к акустическому фортепиано) воспроизводить пьесы любой сложности. Замечательно, скажете вы. Но почему же тогда все цифровые пианино, которые производители позиционируют как профессиональные, имеют 192, 265, а то и 384 голоса полифонии?!
Дело в том, что большинство цифровых инструментов имеют гораздо больший функционал, чем необходимо даже профессиональному классическому пианисту. Современное цифровое пианино позволяет работать со звуком на уровне любительской звукозаписывающей студии: воспроизводить или даже записывать звучание различных музыкальных инструментов, компоновать их между собой, снабжать различными эффектами и так далее. Чтобы воспроизводить такие сложные задачи, как раз-таки и нужны все дополнительные голоса. Поэтому если вы выбираете инструмент, что называется, на перспективу, предполагаете, что ребёнок или кто-то из домашних захочет поэкспериментировать, заняться композиторством, то, безусловно, чем выше количество голосов полифонии у инструмента, тем лучше.
Таким образом, высокая полифония, безусловно, указывает на достаточно мощный процессор инструмента и огромную палитру его возможностей, но если вам прежде всего нужен красивый звук классического фортепиано, то лучше обратить внимание на наличие сэмплов.
Ну и, что касается выбора цифрового пианино, то мы не устаем повторять: выбирать нужно в живую. Трогать руками, слушать, смотреть. В идеале - выбирать не только с будущим пианистом, но и с педагогом. Поэтому не стесняйтесь приходить к нам в магазин на ул. Я.Коласа, 39 в Минске, задавайте вопросы, пробуйте играть и выбирайте инструмент, который подходит именно вам!
Ждём вас в "Музыке" каждый день!
Возврат к списку