12.04.2022
Все аксессуары для музыкальных инструментов можно условно разделить на те, которые можно приобретать по желанию для собственного комфорта, и на расходники, без которых инструмент просто не будет играть, при этом они регулярно выходят из строя. К такого рода расходникам можно отнести гитарные струны, барабанные палочки, батарейки (для клавишных, например), а также
трости для духовых.
Трости жизненно необходимы для игры на таких инструментах как саксофон, кларнет, гобой или фагот. Они крепятся к мундштуку инструмента и, при прохождении воздуха, создают нужное колебание, чтобы из инструмента можно было извлечь правильный красивый звук.
Между тростями, которые используют при ходьбе, и музыкальными тростями нет совершенно ничего общего. Дело в том, что музыкальные трости делают, в основном, из тростника, отсюда и название. Трости также изготавливают из бамбука, камыша, а ещё пластика и карбона, но первоначальное название прижилось и навсегда осталось с аксессуаром.
С гобоем и кларнетом всё довольно сложно: трости для этих инструментов если и изготавливаются в заводских условиях, то нуждаются в примерке и подгонке, поэтому, чаще всего, делаются мастерами на заказ. А вот трости для кларнетов и саксофонов вполне успешно изготавливаются производителями массово, хотя и имеют свои особенности и характеристики, которые можно выяснить только опытным путём.
Тем не менее, есть несколько четких характеристик, которые помогут узнать, какая трость вам в принципе может подойти.
Разница в инструментах
Это значит, что трости для кларнета строя Bb физически не подойдут для кларнета строя Eb, у них разный размер. То же самое с тростями для саксофона сопрано, альт и тенор, и уж тем более трости для кларнета не подойдут для саксофона.
Материал трости
Второе, о чём следует помнить при выборе трости, это материал изготовления. Как уже упоминалось, большая часть тростей делается из натуральных материалов - тростника, бамбука или камыша. Оптимальный для себя материал каждый выбирает сам. У этих тростей наиболее приятное и натуральное звучание, они подойдут как начинающим музыкантам, так и профессионалам. А современные производители тростей гарантируют качество материала, хотя, как говорят, двух одинаковых тростей не существует в природе, как и двух одинаковых стеблей тростника.
Но в идеальном, казалось бы, решении есть свой нюанс: трости из натуральных материалов быстрее теряют свои качественные характеристики и требуют замены. К тому же, трость из тростника, например, нельзя просто достать из коробки и закрепить на мундштуке, аксессуар требует определённой подготовки. Поэтому, разумеется, хотя бы одну трость лучше всегда иметь про запас.
Пластифицированные или карбоновые трости в этом плане куда более выносливы, их не нужно как-то особенно готовить для работы, за ними намного проще ухаживать во время использования. Они очень жесткие, дают довольно мощное и громкое звучание, но новичкам играть с помощью таких тростей либо очень тяжело, либо совсем не возможно, так как не хватает сил извлечь звук. Поэтому карбоновые и другие ненатуральные трости используют обычно профессионалы для игра на площадках без подзвучки либо действительно талантливые музыканты с сильным дыхательным и разработанным лицевым аппаратом.
Заточка и разрез
Ещё две важные характеристики тростей - их разрез и заточка. Разрез - это наличие или отсутствие своеобразной поперечной "полочки" сразу за полукругом. Собственно, разрез без линии называют обычным, а с линией (полочкой) - французским. Французский разрез делает трость более чуткой и управляемой, что помогает добиться первых результатов намного быстрее, что особенно хорошо для начинающих музыкантов.
Что касается заточки, то она бывает классическая и джазовая. При классической края трости на срезе утолщенные, а при джазовой - совсем тоненькие. Трости с джазовой заточкой подходят для любых стилей музыки, а вот трости с классической чаще используют при исполнении симфонической музыки, хотя, разумеется, всегда можно экспериментировать.
Эти две характеристики отвечают за скорость и удобство смены высоты звука. То есть используя трость с французским разрезом и джазовой заточкой контролировать звучание инструмента намного проще и, соответственно, легче играть. Именно поэтому начинающие музыканты чаще всего выбирают трости с этими характеристиками.
Жесткость трости
Именно от жёсткости трости зависит, какой звук - легкий и громкий или низкий и густой - вы сможете извлечь из своего инструмента. В общем-то, если новичку дать инструмент с жёсткой тростью, то, вероятно, не будет вообще никакого звука, так как чтобы "продуть" инструмент, оснащённый жёсткой тростью, нужно иметь сильные разработанные легкие и правильно поставленный лицевой аппарат. Как правило, начинающие музыканты выбирают трости с характеристикой жёсткости (она всегда указана на коробке) 1-1,5, максимум, 2. Продолжающие музыканты выбирают себе трости с жёсткостью от 2 до 5, в зависимости от стиля музыки, состава ансамбля, размера и конфигурации концертной площадки, а также исходя из собственных возможностей.
Бренды
Ну и напоследок - самая субъективная характеристика. Выбор определённого бренда у музыканта всегда связан с личными предпочтениями и индивидуальным комфортом. Особенность тростей различных брендов в том, что, к примеру, трость бренда "А" с жёсткостью 2,5 будет соответствовать трости бренда "Б" с жёсткостью 3,5. Поэтому, как правило, мы всегда подсказываем юным музыкантам и их родителям: просите у педагога (а именно он на первых порах поможет определить нужный для ученика аксессуар) название бренда, модели и размера, а ещё лучше всё это плюс фото упаковки. И если есть другие варианты, то и к ним нужна максимально полная информация.
У нас в "Музыке" представлены бренды Vandoren, Rico, Gonzalez и Fiberreed.
Если же как музыкант вы уже в свободном плавании и самостоятельно экпериментируете с различными тростями, то позвольте привести для вас таблицу соответствия тростей для кларнета и саксофона нескольких наиболее популярных брендов.
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета
Gonzales RC
|
|
|
|
1.5
|
1.75
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
3.75
|
4
|
4.25
|
4.5
|
4.75
|
5
|
|
Gonzales FOF
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
3.75
|
4
|
4.25
|
4.5
|
|
|
Vandoren Traditional
|
|
1
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
Vandoren V.12
|
|
|
|
|
|
|
2.25
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
|
5
|
5+
|
Vandoren 56 R Lepic
|
|
|
|
|
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
3.5+
|
4
|
|
4.5
|
|
|
5
|
|
La Voz
|
|
S
|
|
MS
|
|
M
|
|
MH
|
|
H
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rico
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
Rico Royal
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
Rico Reserve
|
|
|
|
|
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
|
|
|
Plasticover
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
Rico Grand Concert Select
|
|
|
|
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
|
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета немецкой системы
Gonzales Deutscher Schnitt
|
|
|
1.5
|
1.75
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
3.75
|
4
|
4.25
|
4.5
|
4.75
|
5
|
Vandoren White Master
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
Steuer Solo White Master
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
Steuer Blue Line S100
|
|
|
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
3.5
|
|
4
|
|
|
|
|
|
Rico Grand Concert Select
|
|
|
|
2
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
4.5
|
|
|
|
5
|
|
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона
Vandoren Traditional
|
1
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
Vandoren Traditional
|
1
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
|
Vandoren V16
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
Vandoren ZZ
|
|
1.5
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
Rico Orange Box
|
1.5
|
|
2
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rico Royal
|
1
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
3.5
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Rico Select Jazz
|
|
2S
|
|
2M
|
2H
|
3S
|
|
3M
|
|
3H
|
|
4S
|
|
4M
|
|
|
4H
|
|
Rico La Voz
|
|
S
|
|
MS
|
|
M
|
|
MH
|
|
|
|
H
|
|
|
|
|
|
|
Rico Frederick L. Hemke
|
1
|
|
1.5
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
|
Glotin
|
|
|
|
|
2
|
2.5
|
|
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
5
|
|
|
|
Guardala
|
1.5
|
|
2
|
|
|
2.5
|
|
|
|
3
|
|
|
3.5
|
|
4
|
5
|
|
|
Guardala Brecker
|
1.5
|
|
|
2
|
|
2.5
|
|
|
|
3
|
|
|
|
3.5
|
|
4
|
5
|
|
Mitchell Lurie
|
1
|
1.5
|
|
2
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
4.5
|
|
5
|
|
5.5
|
|
|
Legere Alto
|
|
|
|
|
|
1.75
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
3.75
|
4
|
4.25
|
4.5
|
|
Legere Alto/Tenor Studio
|
|
|
1.75
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Legere Tenor
|
|
|
|
1.75
|
2
|
2.25
|
2.5
|
2.75
|
3
|
3.25
|
3.5
|
3.75
|
4
|
4.25
|
4.5
|
|
|
|
Zonda
|
|
|
|
|
2
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
4.5
|
|
|
5
|
|
|
Oliveri
|
|
|
|
1.5
|
2
|
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
5
|
Alexander Superial
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
2.5
|
|
|
3
|
3.5
|
|
|
4
|
|
|
Vintage Australia
|
|
|
|
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
|
|
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона, изготовленных из синтетических материалов (пластиков)
Hahn Reeds
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
Fibracell
|
|
|
MS
|
|
M
|
|
MH
|
|
|
H
|
|
|
Fibracell Premier
|
1.5
|
2
|
2.5
|
3
|
3.5
|
4
|
4.5
|
|
|
5
|
5.5
|
|
Legere Alto Sax
|
|
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
Legere Tenor Sax
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
Legere Studio Cut
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
|
|
Legere Clarinet
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
Bari
|
|
|
S
|
|
|
|
M
|
|
|
|
H
|
|
Rico
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
|
4.5
|
Vandoren
|
|
1.5
|
|
2
|
|
2.5
|
|
3
|
|
3.5
|
|
4
|
Возврат к списку