Войти 0 Сравнение Корзина
Корзина
Пока пуста :(
Главная > Новости > Блог > Кто и зачем участвует во всех этих конкурсах и почему не всегда нужно выигрывать

Кто и зачем участвует во всех этих конкурсах и почему не всегда нужно выигрывать

Кто и зачем участвует во всех этих конкурсах и почему не всегда нужно выигрывать 02.12.2021
Каждый год в Беларуси проходят олимпиады, фестивали и конкурсы, в том числе, для музыкантов. И вопреки распространённому заблуждению, делаются они не для галочки и премий педагогам, а в рамках воспитательного процесса. Соревновательный аспект в любом обучении - двигатель прогресса, а также враг скуки - главного "тормоза" учёбы и развития.

Поэтому сегодня мы решили в очередной раз, так сказать, прилюдно взвесить все за и против участия в конкурсах и фестивалях, чтобы помочь родителям и педагогам и с решением, и с мотивацией на нелёгкой стезе подготовки. 

Кому стоит участвовать в конкурсах

Понятно, что мы с колокольни своего организаторского опыта можем более детально рассуждать только про инструментальные и вокальные конкурсы. Но по большому счёту, это касается любых соревнований. Дело в том, что до пандемии мы в "Музыке" тоже регулярно проводили бесплатные конкурсы для детей, взрослых и подростков. У нас на сцене регулярно играли на инструментах и пели, присылали нам оригинальные видео и фото. Конечно, каждый из участников хотя бы в глубине души мечтал получить звание лучшего и главный приз. Но регулярно на детских конкурсах мы слышали от родителей и педагогов следующее: "Не то чтобы мы планируем выиграть, хотя, конечно, это было бы приятно. Но благодаря вашему конкурсу (тем более, он бесплатный!) мы можем вывести ребёнка на сцену, показать, как это бывает - когда приз один, детей много, кто-то хуже, кто-то лучше, а какие-то чужие дяди и тёти решают, кому достанется всё самое интересное!".

И мы очень поддерживаем таких родителей и педагогов, потому что самое важное в конкурсах, на наш взгляд, "выйти в люди", обнаружить, что в нашем городе, в нашей стране, да и не только в нашей, множество горящих людей, что для многих музыка, конкретный инструмент - это способ уверенно стоять на ногах, глубоко дышать и улыбаться. И если в твоём классе почему-то только ты один играешь, к примеру, на флейте, а остальные занимаются танцами и спортом, это не значит, что ты один и у тебя нет единомышленников, товарищей по интересам, вас гора. А для большинства детей (хотя, что уж там, и для большинства взрослых в не меньшей мере!) важно чувствовать себя причастным, не одиноким.

o_1daqi8hmkdvk8764do7gf6c66a_th_lnd_xx.jpg

Поэтому мы стояли, стоим и будем на этом плясать: творческим детям любых возрастов, играющим на любых инструментах, стОит участвовать в конкурсах и фестивалях! И выйти на сцену зная, что тебя будут оценивать не только сиюминутно и субъективно, но по определенным профессиональным критериям. Понятно, что то или иное мероприятие, тот или иной конкурс могут привлекать больше - ввиду места проведения, именитости судей и компетентности организаторов, ценности приза. Но это уже скорее забота родителей и педагогов, а у ребёнка просто достаточно желания - показать, что он или она могут. Посмотреть, как могут другие, завести новые знакомства, пообщаться с единомышленниками, искупаться во всеобщем внимании, понять, нравится ли сцена и сценическая жизнь, в конце концов, просто весело провести время в хорошей творческой компании.

Именно поэтому в нашем конкурсе "Мы верим в МУЗЫКУ" мы выбрали возрастные ограничения для маленьких пианистов - 7-10 лет. Как правило, именно в этом возрасте детки делают свои первые шаги в музыкальных соревнованиях. И мы всегда очень рады, если наши музыкальные конкурсы становятся для талантливых малышей первым опытом выступления для незнакомой публики и первым опытом участия в соревнованиях. 

Важная роль родителей

Подготовка и выступление - два столпа, на которых лежит успех и победа в соревнованиях. Очень важно хорошо подготовиться, выбрать произведения, которые подчеркнут достоинства и сильные стороны музыканта, помогут произвести впечатление. Также немаловажно как следует разобрать, выучить и отработать произведение. Обычно эта нагрузка ложится на педагога. Но и это не всё, что нужно для победы или хотя бы пользы от участия в соревнованиях.

Очень важно подготовить ребёнка к тому, что перед его выступлением и после него на сцену могут выйти ещё более яркие и талантливые участники, а могут - куда более слабые музыканты. Что результат соревнований (особенно первых в жизни ребёнка) предсказать практически невозможно, поэтому главная задача начинающего музыканта - выступить максимально хорошо для своего уровня, постараться сыграть максимально хорошо в сравнении с самим собой. А вообще для первого конкурса самое главное просто выйти и сыграть. И даже если что-то пойдёт не так - довести начатое до конца, поблагодарить зрителей поклоном и спокойно уйти со сцены. Если вдруг малыш покажет действительно высокий результат - это замечательно, такое обязательно нужно отметить в семейном кругу. В общем, задача по поддержке и настройке всё-таки не должна ложиться на плечи учителя, это прерогатива семьи, родителей.

maxresdefault.jpg

Именно родители должны объяснить, что если кто-то сыграл лучше, чем их ребёнок, это повод задуматься, как именно малыш может улучшить свой результат, если он хочет выступать так же блистательно. Но ни в коем случае не повод расстраиваться, считать себя плохим, недостойным, неспособным. И если кто-то сыграл сильно хуже, то ни в коем случае нельзя смеяться и дразнить, задирать участников, которых постигла неудача. Любой полноценный конкурс - это первые попытки ребёнка краткосрочно взаимодействовать с, как правило, абсолютно незнакомыми детьми и педагогами. И то, как мероприятие пройдёт в первый-второй-третий раз, может сильно повлиять как на отношение ребёнка к любым соревнованиям, так и на схему его общения с людьми в будущем (умение сопереживать, уступать, держать лицо, просить и оказывать помощь и поддержку).

Что делать детям и родителям в случае проигрыша

На самом деле, всё то же самое, что и в случае выигрыша: поздравить с выступлением, похвалить за проделанную работу и смелость выйти и сыграть, спокойно отметить моменты, которые требуют более пристального внимания и работы. Ни в коем случае не стоит говорить, что на самом деле ваш малыш играл лучше всех, а остальные - криворукие и немузыкальные, ещё хуже опускать авторитет судей и организаторов высказываниями типа: "Здесь всё куплено и несправедливо, призовые места отдали своим". Потому что в подавляющем большинстве случаев это неправда: просто приз как и первое место обычно представлен в единственном экземпляре. И не могли ВСЕ участники выступить одинаково хорошо.

В этом плане детские конкурсы - маленькая репетиция взрослой жизни: хотят лучшего - все, готовятся в разной степени - все, стараются в разной степени - все. Но кто-то к контрольному срезу подготовлен лучше, кто-то более талантлив, а кто-то просто сумел лучше всех собраться именно в момент выступления.

blog-rebenok-ne-hochet-zanimatsya.jpg

Несколько лет назад мы делали интервью с юным талантливым пианистом Владом Хандогим и его педагогом Ирина Юрьевна Семеняко. Помимо основной темы - поездки Влада на Стипендиальную программу Yamaha в Дубай - мы тогда обсуждали с Ириной Юрьевной конкурсы в целом и подготовку к ним в частности. Ирина Юрьевна за свою педагогическую карьеру не один десяток талантливых учеников, к каждому искала подход, учила добиваться цели. И про конкурсы рассказывала так:

- Я вот всегда музыкантов сравниваю с художниками. Художник пишет картину, и пока он для себя не увидел наилучший вариант, пока, по его мнению, картина еще не готова, он может ее не показывать никому. А мы вышли - и неважно, какое у музыканта настроение. Может все плохо, чашка любимая разбилась, а нужно играть. И ты можешь сыграть как на 10%, так и на 150%.  

khandogij (2).JPG

И это тоже натренированное умение, как у спортсменов: выходить и за несколько минут показывать всё, чему ты научился за долгие часы, месяцы, а часто и годы тренировок и репетиций. Бывает, что такая уверенность в себе и непоколебимость - врождённая, ребёнок жаждет внимания и любит сцену, и для него выступление не стресс, а удовольствие. Одна из победительниц нашего конкурса "Мы верим в МУЗЫКУ" - Софья Богданова - именно так относится к конкурсам. Юная пианистка рассказывала, что после каждой победы ей хотелось ещё: готовиться, участвовать, побеждать. Но ведь невозможно побеждать всегда, бывали и досадные поражения.

- Вроде готовишься, стараешься, а в итоге не получается. В жизни так бывает, - не по-детски мудро рассуждает София. - Не всегда же только победы. Ну и в таких случаях мне надо спрятаться куда-нибудь и поплакать, отойти. А потом я успокаиваюсь, веселею, и у меня снова появляются силы заниматься.

Здорово, что Софья в свои 11-12 лет уже так здраво и по-философски подходит к вопросам победы/поражения. Но, безусловно, вряд ли она так думала на своём первом выступлении, вряд ли бы она вообще так думала, если бы за её спиной не стояли мама с папой и бабушка с дедушкой, готовые всегда помочь, поддержать и пожалеть. Софья Богданова - одна из белорусских звездочек среди пианисток. Но вот что сказала по этому поводу бабушка талантливой пианистки:

- Вы знаете, для родителей и родных она не звезда (смеётся). Потому что бывают и успехи, и провалы. Мы же видим все недостатки… Когда люди слушают со стороны, им кажется - всё шикарно, а когда ты каждый день в этом варишься, когда слышишь каждый нюанс, каждую не то что неверную ноту, а чуть-чуть не такой звук - стаккато не так, лигато не так, все вот эти тонкости… В общем, вот это всё не даёт “звездиться” (смеётся). Поэтому мы не ощущаем, что она у нас звезда. Мы просто работаем, работаем и работаем, без выходных и каникул.


Расслабляться мы вообще никогда не расслабляемся, но когда бывают неудачи, надо это просто пережить, успокоиться… Бывают такие моменты, что: всё, больше ни на один конкурс не пойдём, будем просто учиться, как все дети!.. Потом пройдёт неделька, две, и смотришь: опять всё как-то налаживается (смеется), опять ребёнок самостоятельно садится за инструмент - скучает. И педагог начинает подзуживать, что надо бы там и там поучаствовать. И тогда всё негативное забывается, и думаешь: надо опять бороться, опять что-то делать.

В общем, самое главное в проигрыше - найти в нём свои плюсы и не зацикливаться. И идти праздновать участие конкурса в любом случае и при любом результате. В общем-то, какая разница, кто забрал главный приз, если после выступления вся семья идёт на праздничный обед, гулять и развлекаться?.. Ведь такой день в любом случае будет замечательным, так почему бы не повторять его при каждой удобной возможности.  

"Мы верим в МУЗЫКУ": новые форматы и минимум волнения

Мы не теряем надежды восстановить все наши мероприятия (особенно традиционные!) даже в такие непростые времена и дать всем талантливым музыкантам и вокалистам проявить себя, посмотреть на других, возможно, наметить план действий по дальнейшему развитию! Именно поэтому в этом году рискнули запустить наш ежегодный конкурс для маленьких музыкантов "Мы верим в МУЗЫКУ" по классу фортепиано.

Не самой приятной особенностью конкурса этого года стал перенос отборочного тура и финала в онлайн. Обычно для записи видео для отборочного тура мы приглашали юных музыкантов к нам в "Музыку" в Минске или Гомеле, сами записывали видео, освобождая от этих хлопот родителей и педагогов. Но пандемия не щадит людей искусства, так что в 2021 году мы предложили всем желающим принять участие самостоятельно записать видео заявку для участия в конкурсе. И мы рады, что многие уже успешно справились с этой задачей и прислали нам заявки с конкурсными видео! Тем более, что для детей так гораздо проще: прийти в привычный учебный класс или сесть за привычный домашний инструмент и сыграть педагогу или родителям.

yamaha-arius-ydp-144.jpg

Когда мы стартовали приём заявок на наш конкурс, мы искренне надеялись, что получится хотя бы финальный концерт сделать традиционным: с шариками, нарядными финалистами в окружении близких, с ведущим и фотографом, торжественным вручением дипломов и подарков. Но, к сожалению, эпидемиологическая обстановка такова, что мы не можем рисковать нашими судьями и финалистами. Поэтому, как и обещали, 10 декабря 2021 года мы объявим десятку финалистов, а затем у всех, кто прошёл отбор, будет неделя, чтобы (по желанию) записать отдельное видео для финала. А в субботу 18 декабря в 14:00 мы сделаем прямой эфир на YouTube, к нам удалённо подключатся наши судьи и объявят победителя, а также расскажут, какое впечатление на них произвели участники и финалисты, кто запомнился и так далее.

Для всех наших финалистов мы подготовим дипломы об участии, а также небольшие сувениры от "Музыки" и Yamaha, а победитель, конечно, получит свой главный приз - цифровое пианино Yamaha YDP-144!

Возврат к списку

ООО "МУЗЫКА"
Мы помогаем с консультацией и выбором инструментов и оборудования, предлагаем доставку, установку и настройку инструментов. Перед покупкой познакомиться с инструментом можно в оффлайн-магазине. Мы всегда рады поделиться с нашими покупателями выгодными предложениями и скидками, приглашаем всех желающих на семинары, мастер-классы и другие интересные мероприятия в наш оффлайн-шоурум. Мы просто всегда рады вас видеть по любому поводу!
220013
Беларусь
Минск
ул. Якуба Коласа, 39, пом. 91, комн. 2
+375447910271 , +375256020566 , +375333918885 , +375173556208
info@muz.by
MUZ.BY

MUZ.BY

ОШИБКА: Не задан URL картинки (заполните свойство Ссылка на картинку или Ссылка на миниатюру)

,
101244605
ООО "МУЗЫКА"
Мы помогаем с консультацией и выбором инструментов и оборудования, предлагаем доставку, установку и настройку инструментов. Перед покупкой познакомиться с инструментом можно в оффлайн-магазине. Мы всегда рады поделиться с нашими покупателями выгодными предложениями и скидками, приглашаем всех желающих на семинары, мастер-классы и другие интересные мероприятия в наш оффлайн-шоурум. Мы просто всегда рады вас видеть по любому поводу!
220013
Беларусь
Минск
ул. Якуба Коласа, 39, пом. 91, комн. 2
+375447910271 , +375256020566 , +375333918885 , +375173556208
info@muz.by
MUZ.BY

MUZ.BY

ОШИБКА: Не задан URL картинки (заполните свойство Ссылка на картинку или Ссылка на миниатюру)

,
101244605