г. Брест, ТЦ «НИКОЛЬСКИЙ», ул. Карбышева, д. 21, пав.236
Гродно МогилёвОсенью 2017 года мы во второй раз провели детский инструментальный конкурс “Мы верим в МУЗЫКУ!”, впервые - по классу флейты. Победительницей стала Ксения Жидоморова. Девочке тогда было 12 лет, она сыграла сложную пьесу японского композитора и просто покорила жюри.
Ксюша за те два года, что мы её не видели, выросла, превратилась из просто рослой девочки в красивую барышню, определилась с планами на ближайшее будущее, в котором, к нашей большой радости, много места занимает музыка. Ксюша продолжает обучение в музыкальной школе у Алёны Сергеевны.
Как ты думаешь, что правильнее: участвовать в конкурсе даже с неидеальной подготовкой или отказаться от участия, если не уверен в своих силах?
- Мне кажется, оба варианта имеют право на жизнь. Потому что нужно водить детей на конкурсы - это опыт, это возможность учиться бороться со стрессом. С другой стороны, если действительно плохо выступить, прямо сказать, опозориться, то это будет ещё большая психологическая травма. И потом ученик будет бояться всего публичного, особенно сцены.Лично у меня был только один конкурс, который я прям совсем проиграла, не заняла никакого места. Мне было не то чтобы всё равно, конечно, я расстроилась, но не сильно.
- Вообще-то я хотела играть на фортепиано, даже успешно прошла все тесты. А потом нам перезвонили и сказали, что всё-таки на фортепиано меня не берут. Моя мама тогда предложила выбрать флейту, и я согласилась. У меня был очень хороший учитель, так что я не пожалела о смене инструмента. В будущем мне бы хотелось освоить и фортепиано, но не сейчас.
Сейчас многие дети активно занимаются в кружках и секциях, ходят на дополнительные курсы. Так что Ксюша со своей флейтой - не исключительно занятый подросток, хотя время всё-таки приходится тщательно планировать.Ксюша, расскажи, пожалуйста, сколько часов в день максимально ты репетировала?
- Минут пятнадцать!.. - суфлёрским шёпотом подсказывает педагог и смеётся.- Ну да, - смеется в ответ ученица. - Вообще по-разному... Я обычно не много играю, разве что перед конкурсами. Максимум, наверное, часа два.
- Это она действительно постаралась!.. - смеётся Алёна Сергеевна.А есть ли у тебя какие-то хобби кроме флейты?
- Ну мне нравится петь и у меня хорошо с английским, - уверенно улыбается Ксюша.А как со свободным временем?
- Ну вообще спать я успеваю (смеется). Но иногда я делаю устные уроки в троллейбусе, пока еду в музыкальную школу.- Иногда даже письменные, - подсказывет Алёна Сергеевна.
- Иногда и такое бывает… Некоторые уроки и вовсе иногда не делаю, если честно, - смущается Ксюша.
А на английский времени хватает?- Да, честно говоря, я его так чтобы и не учу, просто само собой получается и всё.
Учёба учёбой, но ведь главное результат. И, как правило, именно на конкурсах, концертах и экзаменах этот результат у музыкантов и можно увидеть. Ксюша, например, выступает на сцене с 8 лет. Во втором классе она поучаствовала в своём первом флейтовом конкурсе.- Я всегда волнуюсь перед выходом на сцену, - признаётся девочка, - но с каждым разом всё меньше. Ко всему привыкаешь.
А как ты борешься с волнением?Флейтистка пожимает плечами, за неё отвечает педагог:
- Да поесть, поспать, пойти поиграть - вот и вся моральная подготовка…Ксюше повезло не только с талантливыми и горящими педагогами и безусловной поддержкой родителей. Даже соседи поддерживают талантливую девочку.
- Соседи никогда на меня не ругались из-за игры, наоборот, хвалили и поддерживали. Но, честно говоря, и я никогда не испытывала особо их терпения.А какие-нибудь курьёзные случаи с флейтой у тебя были?
- Чаще были курьёзные случаи с моей фамилией на конкурсах и концертах: вечно то буквы переставят, то ударение, а то и всё сразу.- А про собаку поющую?.. - подсказывает Светлана Степановна, мама Ксюши.
- А, ну да, у нас просто есть собака, и всегда, когда я начинаю играть, она начинает громко и самозабвенно мне подвывать, - смеётся девочка.
А что бы ты могла сказать/пожелать участникам конкурса “Мы верим в МУЗЫКУ!” 2019?
- Я бы сказала, чтобы ребята меньше волновались, а больше тратили времени на подготовку, это важнее и полезнее. Ну главное - даже если что-то не получится, всегда есть время и другие конкурсы, чтобы подготовиться лучше и совершенствоваться. И, в конце концов, добиться своей победы.В прошлом году накануне фортепианного конкурса мы также приглашали одну из наших победительниц - Софью Богданову. Тогда нам ещё удалось побеседовать с бабушкой юной талантливой пианистки. В этот раз родители самоустранились и сказали, что совершенно в музыке не разбираются. Поэтому своё мнение о процессе обучения и воспитания будущих маэстро рассказывала педагог Ксении Жидоморовой - Алёна Сергеевна Ворошкевич.
- У Ксюши - идеальные родители для музыкальной школы, - улыбается Алёна Сергеевна. - Они ни во что не вмешиваются, прислушиваются к рекомендациям, доверяют педагогу и полностью поддерживают своего ребёнка. Куда тяжелее - родители-музыканты, иногда с ними приходится поспорить.А вы когда-нибудь преподавали взрослым флейту?
- Да. Честно скажу, детей учить легче. У взрослых слишком много своего мнения, им очень сложно что-то внушить. К примеру, говоришь: нужно сделать дыханием так, губами так. Взрослый человек всё равно сделает так, как ему удобнее.
У меня уже несколько случаев таких было, и я с уверенностью говорю: взрослых учить тяжелее. Ребенку можно внушить что угодно! Они такие податливые, как глина, лепишь из них целыми уроками что захочешь. Со взрослыми такое не проходит: “мне так неудобно, давайте ещё вариант, как это можно сделать”.
- Минимум несколько месяцев. Это нужен комплекс упражнений, восстановить дыхание, технику...
Потому что у детей сейчас есть гаджеты, много секций, кружков… А иные так и вовсе не хотят много заниматься чем-либо, просто надеются, что всё с неба само свалится. Потом они расстраиваются после неудачных выступлений и тогда уж точно ничего не хотят. Замкнутый круг.
Поэтому схема подготовки довольно сложная, но по времени - не меньше двух месяцев точно.А мы тут с вами 5 минут назад смеялись, что Ксюша занимается по 2 часа, и то - если очень сильно постарается...
- Ну во-первых, нужно грамотно подбирать упражнения. Ксюша не единственная моя ученица, которая где-то участвовала и побеждала. У меня было несколько таких учеников. И я для себя за время работы чётко уяснила: нужно уметь заполнять время занятия.Очень жалко прозаниматься час ерундой - только одним упражнением или, ещё хуже, неправильно играть его. К слову, распространенный случай среди флейтистов. Нужно играть всё правильно, дозированно. Пускай ребенок занимается 30 минут в день, но чтобы эти 30 минут были забиты правильными, продуманными упражнениями либо отработкой каких-то участков текста в пьесах. Другое дело - подготовка к важному выступлению, тогда заниматься нужно больше.
Тут ещё момент - степень одаренности ученика: если он более талантлив, то у него все получается, он всё быстро делает. А есть и такие дети, которые долго будут добиваться приличного результата. Таким детям сложнее выступать на конкурсах или ещё где-либо, потому что им требуется больше времени и усилия воли.Резюмируя: не обязательно заниматься часами. Устают губы, устаёт голова, ослабляется внимание, и носиловать себя при этом - плохо. Важно всё делать правильно.
Вы сказали, что успехи ученика зависят от талантов. А вот вы можете определить за короткое время степень талантливости и успешности вашего ученика, когда он только пришёл к вам заниматься?
- Да. В первую очередь - по физиологическим признакам. Это определённое строение челюсти, лица, прикус, то, как ребенок сразу начинает дышать, насколько ему сразу понятно, как это делать правильно. А главное, что можно обнаружить или не обнаружить в ученике, скажем, за месяц - это целеустремленность, желание. В смысле, может ребенок нормально заниматься, или это постоянно будет “из-под палки”...Это не значит, что если у ребёнка не идеальный прикус и не сразу правильное дыхание, то он не сможет добиться успеха. Захочет - я помогу - и сможет. Просто у ребёнка менее одарённого всё это будет происходить сложнее и медленнее. Не каждый ребёнок настолько замотивирован на успех, чтобы впахивать, зная, что другим сверстникам делать то же самое в разы легче.
По правилам нашего конкурса, в финале дети должны играть наизусть. А память у юных флейтистов тоже должна быть какая-то особенная?- Всё это тренируется с первого класса: сначала дети учат “Как под горкой под горой”, и им это тоже тяжело даётся. Потом немного сложнее, потом ещё немного… Каждое полугодие ребенок сдаёт экзамены, где каждое произведение готовится “на вырост”. То есть, память в любом случае тренируется, вопрос, насколько ребенок одарён и заинтересован. Кто-то и заканчивая музыкальную школу играет произведение на листик, а кто-то полотна учит спокойно.
На уроках же это тоже постепенно учится: фрагментами, каждый из которых отрабатывается по отдельности, потом они соединяются, потом идет работа с концертмейстером… Это же всё не вдруг: ребенок увидел ноты - вышел на сцену - сыграл. Это всё часами прорабатывается - и дома, и на уроках. С одной стороны - да, если ребенок обладает хорошей памятью, ему будет легче. Но даже самый одарённый и талантливый не сыграет с первого раза, в любом случае необходима упорная и продолжительная работа ученика, педагога, концертмейстера.Понимание произведения, сюжетной линии - да, разным детям даётся по-разному. Естественно, ребёнку иногда вообще сложно музыку какую-то понять, нужно объяснять. Но многократное повторение - единственный способ добиться результата.
Ксюш, а бывает такое, что ты не хочешь играть произведение, которое Алёна Сергеевна принесла тебе на урок?
- Да, такое бывает. Иногда встречаются скучные произведения, которые мне не нравятся, и я прошу учить что-нибудь другое.- Конечно, мы выбираем, - подключается к обсуждению Алёна Сергеевна. - Нужно подобрать произведение, которое нравится ученику и подходит ему по характеру. И ещё нужно знать сильные стороны ученика, чтобы их показать максимально, и слабые стороны, чтобы их развивать максимально. Нельзя так: например, у ученика слабая техника, и весь его учебный репертуар медленный. Нужно давать какие-то такие произведения, которые будут помогать развивать технику. Но так, чтобы никто из посторонних слушателей не узнал, что есть такой минус.
Например, Ксюша очень музыкальная. Ей надо давать что-то такое, чтобы прям эмоции бурлили в зале. А вот другая ученица у меня была в прошлом году, тоже талантливая девочка, участвовала в конкурсах, занимала места, так вот она очень техничная. У нее в принципе технический склад ума, она всегда всё заранее продумывает, просчитывает, у неё всё по полочкам. Она играла пьесы со сложными размерами и ритмами, у неё звук хороший, но постоянно одинаковый, всегда всё очень чётко. И это тоже хорошо. Это был её плюс, и ей я давала другие произведения.Чтобы принести ученику на выбор несколько интересных и подходящих произведений, нужно их сначала найти. Насколько вообще тяжело наработать свою преподавательскую программу?
- Ну сейчас выбор огромный, сейчас можно в интернете найти всё, что угодно. Только ленивый учитель, мне кажется, не найдёт. Есть, правда такая старая школа, преподаватели которой дают из года в год детям одно и то же. Ну, может быть, так учителю удобнее… Я точно не поклонница старой школы. Я вообще-то сама ещё молодая! (смеётся)Нет, разумеется, у нас есть сборники, это классика, различные школы игры. И маленьким деткам мы всё это даём, чтобы они постепенно изучали, проникались, видели разницу, это удобно. А потом уже идут мои личные наработки: я ведь сама училась в училище, в консерватории, много всего переиграла, хорошо помню, что мне нравилось и почему… Если что-то нахожу из своего репертуара не очень сложное, то могу и в школе детям дать. Ну а то, что посложнее, оставляю для поступающих или тех, кто участвует в конкурсах. А бывает и просто что-то где-то услышу случайно, впечатлюсь, и сразу же: дайте ноты, дайте ноты, дайте ноты!.. Как с этой Ксюшиной японской пьесой, например.
Вы говорите, что не только обучаете на уровне музыкальной школы, но и готовите к поступлению дальше...- Да, готовлю. Одна из моих первых учениц, Шабронова Аня, сейчас учится в Петербургской консерватории. Она поступила туда с высшими баллами после окончания колледжа им. Глинки с красным дипломом. Сейчас девочка уже и там лауреат многих конкурсов. Она настоящая звёздочка.
А пришла она ко мне учиться в 9 лет, это был мой первый год работы. Я тогда сразу подумала: какая классная девчонка! И я её прям с первого года начала на всевозможные конкурсы возить, и так было все 6 лет, что она у меня училась.
Это, знаете, как цель. Мне нравится идти к цели. Я не могу просто сесть в классе и смотреть в стены, это же просто скучнее не придумать!.. У нас в течение года обязательно или к каким-то концертам подготовка, или к конкурсам. Я не могу идти ни к чему.
- Да, было такое. И ничего страшного, талантливый человек талантлив во всём. У меня были девочки, которые даже побеждали на конкурсах. А сейчас, наверное, их флейты запылились где-нибудь в шкафу. Они не играют, я знаю, но они другими делами занимаются.
А была одна девочка, в прошлом году заканчивала школу, хорошо играла. Ей даже на госэкзамене предложили поступать в колледж и продолжать обучение. Но она подумала, что всё-таки хочет по-другому свою жизнь построить. Тем не менее, совсем она не бросила, стала ходить к нам в школу на оркестр.Ну и напоследок: какое у вас осталось впечатление после нашего конкурса в 2017 году? Будете ли вы готовить своих деток к участию в этом году?
- Конкурс был замечательный, с отличной организацией. Очень интересно было заполнено волнительное время ожидания результатов: веселые конкурсы и вдохновляющий деток концерт флейтистов в разных стилях. Мы с Ксюшей тогда хорошо подготовились, но всё равно не ожидали. Очень радостно было. К сожалению, в этом году я не планирую выставлять кого-то из своих учеников на конкурс.А плоды моего труда - ценный приз преподавателю за Ксюшину победу - у меня теперь всегда перед глазами. Мне тогда вручили подарочный сертификат, и я купила себе отличный метроном. Теперь все мои ученики тоже пользуются Ксюшиной победой, а я “Музыку” добрым словом вспоминаю!.. (смеется)
К слову, когда мы с Ксюшей готовились на конкурс, многие вообще не верили в то, что можно выиграть и получить приз. Почему-то многие преподаватели убеждены, что на этих конкурсах всё куплено. Только когда мы показывали уже Ксюшину флейту и диплом, все бурно реагировали и, наверное, меняли своё мнение. Поэтому лично от меня: педагоги, дети, не бойтесь! Дерзайте! Побеждает тот, кто работает, верит в свою победу и, конечно, в МУЗЫКУ!
У вас уже есть товар из другой категории. Пожалуйста, удалите его для того, чтобы сравнить товары из другой категории