г. Брест, ТЦ «НИКОЛЬСКИЙ», ул. Карбышева, д. 21, пав.236
Гродно МогилёвС окончанием зимы можно подвести и первые итоги 2017 года: например, в феврале юный белорусский пианист Влад Хандогий отправился в Дубай на финал стипендиальной программы Yamaha для пианистов. К сожалению, призового места наш участник не привез, хотя выступил очень достойно - это отметила и педагог Влада Ирина Юрьевна Семеняко, которая сопровождала юного музыканта в ОАЭ.
Прошло не так уж и много времени, а Влад уже готовится к новому конкурсу - на этот раз в Дании. С трудом выловив юного музыканта и его педагога между репетициями и учебой, расспросили их и про Дубай, и про Данию, и про музыкальное образование. Первым нашел брешь в графике Владислав.
Влад, расскажи, пожалуйста, о поездке: что видел, с кем познакомился, что впечатлило?
Больше всего, если честно запомнился отель - пятизвездочный, очень красивый. В нем проходили все события: в самом отеле был концертный зал, в котором и прошел финал [конкурса], мы там жили в очень красивых номерах, а еще там очень вкусно кормили (смеется).
А еще очень интересными были экскурсии: нас возили к Бурдж Халифа - самому высокому зданию в мире, по Дубаю катали, а потом нас повезли в ресторан под открытым небом у моря. Оттуда открывался очень красивый вид на отель-парус Бурдж-аль-Араб. Искупаться нам, правда не удалось, но и без этого хватило впечатлений.
Во время фестиваля мы перезнакомились с участниками, членами жюри, но времени на свободное общение было не так уж и много: мы все время либо репетировали, либо участвовали в каких-то мероприятиях, которые делали для нас организаторы - ездили на экскурсии и так далее. Я, например, очень хорошо раззнакомился с одним из членов жюри - Франсуа Шапленом. Мы с ним и сейчас переписываемся по интернету.
А как ты оцениваешь сам конкурс? Какие выводы сделал после него?
Эта была легкая и приятная поездка, хотя я, конечно же, готовился. Но финал программы я не могу назвать полноценным конкурсом, это был скорее фестиваль. Потому что конкурс - это несколько длительных туров, участники приезжают со всего мира, жесткая конкуренция… А тут мы готовились, выступали, жюри выбирали победителей, но при этом мы побывали в прекрасном городе, увидели много нового и интересного…
Вообще после любого конкурса, вне зависимости от того, занял ты первое место, десятое или двадцать пятое, нужно заниматься, заниматься и заниматься, если ты, конечно, хочешь стать знаменитым пианистом, как Рихтер или Гилельс, и заявить о себе. Вот это - главный вывод. А еще нужно развиваться как личность, самосовершенствоваться. Очень хорошо постоянно читать, потому что у музыканта помимо техники в руках должно быть множество образов и впечатлений в голове. Без этого музыка не будет музыкой.
А на какой конкурс ты сейчас готовишься?
Сейчас мне предстоит очень серьезный и важный международный конкурс Aarhus International Competition, он пройдет в Орхусе (Дания), будет состоять из двух туров, туда приедут очень сильные участники. С некоторыми из них я уже встречался на конкурсе в Америке в июне 2016 года, все было очень серьезно. В принципе, всех этих ребят можно найти-послушать на youtube, так сказать, оценить уровень будущих соперников. Но все-таки музыканты - не спортсмены, так что я считаю, неважно, знаешь ты, кто твои “конкуренты”, или нет. Нужно выступать на своем уровне, играть так, как ты чувствуешь, как ты готовился.
Ты, можно сказать, с корабля на бал - с одного конкурса на другой. У тебя есть время на отдых? Как именно ты отдыхаешь?
Сейчас я, конечно, не очень часто отдыхаю (смеется). Но когда время есть, с удовольствием схожу поиграть в настольный теннис, почитаю книгу. Но накануне конкурсов, как сейчас, график очень напряженный: я каждую свободную минуту занимаюсь, плюс учеба в школе, домашние задания… И очень важно высыпаться, иначе в таком ритме долго не протянешь.
В теории, можно отдыхать и за инструментом. Но надо понимать, что даже если ты играешь что-то для удовольствия, то это все равно не отдых. Но я не могу сказать, что музыка для меня прямо работа - это и профессия, и хобби, и удовольствие - это вся моя жизнь!
Можно снимать стресс музыкой, но тут тоже должна быть разница: если тебе совсем плохо, то за инструмент лучше не садиться, потому что мысли будут не о музыке, а все о том же плохом. А если неприятности какие-то мелкие, то ты садишься, начинаешь играть, втягиваешься и уже через несколько минут забываешь обо всех невзгодах. Я для восстановления душевного равновесия обычно играю третий концерт Рахманинова. Это довольно сложное произведение, оно среди других выделяется и требует сильной концентрации внимания. Собственно, пока его играешь, обо всем остальном просто забываешь! (смеется)
Спустя еще несколько дней после нашей встречи с Владом Ирина Юрьевна закончила подготовку к выступлению еще одного своего одаренного ученика - Кирилла Атрощенко - к выступлению на сцене столичной филармонии с симфоническим оркестром и смогла уделить нам немного времени.
Ирина Юрьевна, чья идея была подать заявку на участие в стипендиальной программе Yamaha?
У нас просто в школе висело объявление, и я предложила Владу записаться на отбор. Ему от этого ни жарко ни холодно, а так, мы подумали, вдруг в Эмираты съездим?.. (смеется)
Вы можете предугадывать, с какими результатами ваши ученики вернутся с конкурса? Предсказывали ли что-нибудь по поводу поездки в Дубай?
Это невозможно предугадать ни с кем, потому что все очень зависит от уровня конкурса, и конкурс на конкурс не попадает, да и в одном и том же конкурсе год на год не попадает. Поэтому трудно что-то предсказывать, всегда надо готовиться… Делай, что должно - и будь что будет (улыбается).
Как вы думаете, что полезного дети вынесли для себя из поездки в Дубай?
Любой конкурс полезен, особенно такой. Это программа Yamaha вообще стоит особняком: мы же привыкли к классическим фортепианным конкурсам, которые состоят из нескольких туров… А здесь один тур, одно произведение, и ты должен суметь сконцентрироваться и в эти 10 минут вложить все, что ты можешь и чему тебя научили. Достаточно сложно, я считаю, и для Влада это было серьезным испытанием, потому что он там был самым маленьким… В фестивале участвовали ребята в возрасте до 22 лет, и этот момент я как-то не учла (смущенно улыбается). С другой стороны, мы побывали в Дубае, и это тоже хорошо.
А еще дети благодаря этому конкурсу-фестивалю получают какие-то впечатления. Я когда Владу говорила готовиться, мотивировала его: кто знает, побываешь ли ты в ОАЭ когда-нибудь?.. А тут такая возможность - посмотреть другой мир! И да, конечно, после объявления результатов Влад очень расстроился. Но когда нас повезли на экскурсию… Он через пару часов все забыл! (смеется) Я считаю, что это тоже хорошо.
Когда мы куда-то едем на конкурсы, то не получаем особых впечатлений от новой страны, новых городов, потому что мы ничего не видим… Мне часто говорят: вот, ты ездишь!.. Я еду, а что я там вижу?.. Все тот же класс, сцену и гостиницу, больше ничего. А тут такая интересная захватывающая экскурсия, шикарный отель, ребенок побывал в других условиях и набрался новых эмоций и впечатлений. Поэтому прекрасно, что делаются такие прослушивания, и большое спасибо их организаторам.
Хотя, конечно, нам бы хотелось и другую публику, и другой зал, и так далее. Понятно, что у Эмиратов еще нет таких своих устойчивых культурных традиций, не так давно у них построили оперный театр. Но нам рассказывали, что у них модно ходить в оперу. Они ничего не понимают, но ходят. Вообще национальная культура - это как английский газон: посадил, 300 лет поливаешь и ухаживаешь, и тогда у тебя все красиво вырастет.
А что интересного было кроме самого конкурса?
У нас была очень интересная экскурсия, нам показали Дубай, провели по центру города, мы полюбовались этими прекрасными танцующими-поющими фонтанами (музыкальный фонтан рядом с самым большим небоскребом в мире Бурдж Халифа - прим.автора). Вообще это другая культура, и у меня очень изменился взгляд на мир. Мы ездили в Европу, мы ездили в Америку, мы все видели, знаем, а тут… Совершенно не знакомое что-то… Подумалось, что третье тысячелетие определенно будет интересным.
Влад не привез никакой награды, понятно, что расстроился, а как к поражению отнеслись вы? Мог ли вообще мальчик победить?
Ну как вам сказать… Всегда рассчитываешь свои силы, и вот как спортсменов выводят на пик их карьеры, так же и музыкантов… У нас главное на тот момент и теперь была Дания, сейчас мы доводим программу. Мы просто съездили, сыграли, я не настраивала Влада ни на победу, ни на поражение, я ему сказала, ты просто играй, как на фестивале. Для меня это все-таки не конкурс, это какое-то прослушивание, демонстрация творческих достижений, возможность поиграть на замечательных роялях, пожить в красивых условиях.
Я думаю, что у Влада определенно был шанс привезти оттуда награду. Понимаете, я просто даже не услышала там таких определенных бесспорных лидеров, которые ясно шли к победе. У всех был приблизительно одинаковый уровень, и все зависело от каких-то может быть… предпочтений жюри, что ли...
Вы говорили, Влад был самым младшим из участников… И как ему дался этот выход?
Ну на сцене он себя чувствует всегда хорошо, он артист. А по ощущениям, вы знаете, педагог всегда учится. И тут я послушала, да, какие-то еще были вещи, которые очень ярко проявляются именно на сцене. И для меня это было на заметку: вот над этим надо поработать, вот это я еще из него не вытянула, это не достала, вот сюда я еще ему не доложила, а вот это не запихнула (смеется).
У Влада очень много прекрасных качеств и талантов, но не надо забывать, что он все еще ученик и еще очень многое ему предстоит постичь, прежде чем он реализуется в музыке. Да, ему удалось немножко оторваться от сверстников, но это его старше не делает… Он просто еще ребенок, и ему еще многое нужно понять и многому научиться.
А расскажите, пожалуйста, про Aarhus International Competition, почему этот конкурс так важен?
Это довольно серьезный конкурс, и в этом году там собирается серьезный состав участников. Это старый, известный в Европе и мире конкурс, он проходит раз в 4 года, но у меня, наверное, впервые появился ученик, с которым можно было бы поехать туда. Ребятам первоначально устроили суровый видеоотбор, не все туда попали. Из Беларуси туда особо никто никогда и не пробовался. Можно сказать, что в этом мы с Владом первопроходцы, но мы с ним много в чем первопроходцы (улыбается).
И как вы готовитесь с Владом помимо регулярных репетиций? Может, как-то настраиваете его морально?
Никак не настраиваю. Просто каждое выступление конкурсное или на обычном зачете у нас - это просто умение сконцентрироваться здесь и сейчас и прямо здесь и сейчас выдать то, на что ты способен. У нас, понимаете, такая профессия, которая зависит во многом от того, что ты делаешь в данный момент. Я вот всегда музыкантов сравниваю с художниками. Художник пишет картину, и пока он для себя не увидел наилучший вариант, пока, по его мнению, картина еще не готова, он может ее не показывать никому. А мы вышли - и неважно, какое у музыканта настроение. Может все плохо, чашка любимая разбилась, а нужно играть. И ты можешь сыграть как на 10%, так и на 150%.
У вас уже есть товар из другой категории. Пожалуйста, удалите его для того, чтобы сравнить товары из другой категории