г. Брест, ТЦ «НИКОЛЬСКИЙ», ул. Карбышева, д. 21, пав.236
Гродно МогилёвКогда весна не торопится приходить, а погода не балует ни солнцем, ни теплом, сложно находить вдохновение для работы и творчества. Но мы в “Музыке” привыкли черпать силы и улыбки в людях и в общении. Например, недавно к нам заходила в гости талантливый композитор, замечательная гитаристка и просто прекрасная девушка Ирина Игнатюк.
Ирина нечастая гостья в Минске, но раз уж она заглянула к нам на огонёк и нашла время на разговор, мы её расспросили и про работу, и про творчество, и про вдохновение.
Справка MUZ.BY: Ирина Игнатюк - потомственный музыкант, композитор, гитаристка. Бакалавр искусств, окончила Белорусскую государственную академию музыки по классу классической гитары. Сочиняет и играет в стиле поп-данс с элементами испанской, азиатской, арабской, латиноамериканской музыки. Создатель и идейный вдохновитель проекта авторской музыки “Гитарная экспансия”.
Ирина, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь сейчас, в каких проектах участвуете?
Ну во-первых, всегда в работе мой проект “Гитарная экспансия”, с помощью которого я нашла когда-то себя и свой стиль, постаралась через творчество достучаться до зрителя и слушателя именно своим отношением к музыке и к гитарному искусству. И мне кажется, у меня получилось.
А во-вторых, помимо того, что я концертный исполнитель, я ещё открыла свой класс гитары для детей. Он базируется в Школе трёх искусств Алексея Кортнева (группа “Несчастный случай”). Алексей Кортнев тоже очень любит гитару, у нас прекрасные ученики, в основном, конечно, мальчики, играющие на электро- и классической гитаре.
Забавно, кстати, что все мои ученики, как и я, играют на гитарах Yamaha. Мне никто не навязывал инструменты бренда, но с Ямахой я очень давно, с 2003 года, и инструмент, на котором я играю, был привезён из Японии.
А расскажите подробнее, как вообще появилась “Гитарная экспансия”?
Проект родился в Минске. Я тогда закончила консерваторию, а композиторством интересовалась ещё во время учёбы. “Гитарная экспансия” была создана благодаря разносторонней поддержке. Например, радиостанции, которые дали возможность другим людям услышать, что я делаю, дальше было телевидение, в общем, вся медийная история… Потом были мои выезды в другие страны.
Например, когда я поехала в Японию, это были первые мои масштабные гастроли, я подумала, а почему бы не создать такой проект и не путешествовать с ним по всему миру?.. Потому что инструментальная музыка очень многонациональна. То есть, я могу плохо разговаривать на японском языке или вообще не разговаривать, но когда я играю, всё оживает и всё понятно.
Свою музыку я пишу в стиле поп-данс. Да, в своё время я отошла от классической гитарной музыки. Я её, конечно, очень люблю, и по-прежнему считаю, что 5 лет в Академии - это золотые годы. У меня были замечательные преподаватели, и всё это очень повлияло на то, что у меня сейчас в жизни происходит. В том числе, на моё желание бесконечное трудиться.
Однозначно могу сказать, что я трудоголик, влюблённый в своё дело, я вот как в детстве загорелась гитарой, так до сих пор у меня всё то же самое, мне это нравится, представляете! (смеется) На протяжении всей жизни я продолжаю горячо любить свой инструмент.
То, что вы в своё время ушли от классики к эстраде - это какой-то образовательный бунт или поиск творческой себя?
На самом деле, всё то время, что я училась в Академии, мне всегда хотелось сыграть что-то больше, чем нам давали. Я всегда сама искала и разучивала какие-то произведения, которые не игрались в учебных классах, и это было скорее из эстрадной музыки. Мне периодически делали за это замечания, снижали баллы, но это не уменьшало моего интереса.
Я даже помню, была такая история: в училище было эстрадное отделение, и я тоже просто пришла к ним и сказала: “Привет! Меня зовут Ира. Покажите, пожалуйста, как вы это делаете”. И если бы меня в тот момент могли взять на два отделения (в училище, к сожалению, не было такой возможности), я бы училась на двух, потому что мне хотелось играть и классику, и эстраду.
Позже, когда я училась в Академии на классической гитаре, я приходила в уже Институт культуры к ребятам и преподавателям с эстрадного отделения, которые играли на электрогитарах, общалась, занималась, перенимала опыт.
И в Академии я потом играла на электрогитаре в эстрадно-симфоническом оркестре. И это не было частью моего учебного процесса, я отдельно сама тратила время на то, чтобы научиться. На самом деле, если бы в консерватории было эстрадное отделение, то я бы как в своё время Виктор Бабарыкин тоже попросилась учиться сразу на двух отделениях - настолько мне хотелось! (смеётся)
И хотелось бы, чтобы у нового поколения детей были те возможности, которых не было у меня. Да, я училась играть на классической гитаре, но я слушала AC/DC и Aerosmith. И поп-музыку слушала. Вообще всё слушала. А нашла себя вообще в авторском проекте и, на мой взгляд, прекрасно смотрюсь и слушаюсь в инструментальном жанре.
Хотя если вы меня спросите, что я слушаю - я по-прежнему слушаю всё: и джаз, и классику… И, если честно, я не представляю, как можно быть таким прям однобоким. Особенно гитарист, на мой взгляд, просто не имеет на это права.
Так а где вы всё-таки больше сейчас - живёте, работаете - в Беларуси или в России?
Сейчас я живу в Москве. Мне там комфортно, у меня там есть дом и всё необходимое. Но цели жить именно в Москве у меня однозначно никогда не было. Ну хотелось, конечно, просто потому что Москва - это центр шоу-бизнеса, место, куда съехалось огромное количество музыкантов, продюсеров, творческих людей, которые целенаправленно идут к успеху. И если ты хочешь развиваться, то, конечно, Москва в этом смысле - идеальная площадка. Ну и команда, с которой я работаю над продвижением “Гитарной экспансии”, находится в Москве, из-за этого и приходится проводить больше времени в России.
Я приезжаю в Беларусь на съемки и выступать, но нечасто. Хотя не могу сказать, что когда я жила в Беларуси, у меня было мало творчества. Я здесь тоже была рядом с интересными музыкантами, людьми, и написала много музыки классной, которая дальше со мной пошла путешествовать по миру.
А какими судьбами вы сегодня в Минске?
В Минске я на самом деле стабильно раз в год появляюсь в программе “Что? Где? Когда?”, и в этот раз я приехала на съёмки “ЧГК”. Очень люблю эту программу, и музыкальная пауза в ней не обходится без живых артистов. И Знатоки очень любят мой инструментальный формат, и всегда рады видеть. А ещё у меня появились новые композиции, я решила, что весной обязательно нужно порадовать программу “Что? Где? Когда?” своей новой музыкой.
Вы шли по стандартному для белорусских музыкантов пути - Глинка, БГАМ… Сегодня молодые музыканты стремятся поступать учиться в Европу, уходить с 3-4 курса, перепоступать. А как вы помните свою учёбу? Что она вам дала? Если бы была возможность, хотели ли вы что-то изменить?
Я честно могу сказать, с чем я не согласна в наших школах постсоветских - в России, в Беларуси, что мне не нравится в наших классах гитарных.
Например, Япония и Америка давно ушли вперед в том, что касается возраста. В этих странах считают, что детей можно начинать учить музыке не в 8 лет и не в 9, а намного раньше, даже с 4-5 лет. Для этого та же Yamaha выпустила линейки маленьких, детских инструментов. Потому что современные дети более хваткие ко всему, продвинутые, они больше могут, они даже более талантливые, как мне кажется… И даже в таком маленьком возрасте - в 4-5 годиков - они уже вполне могут играть на гитаре. И в моей школе я это стараюсь поддерживать: у меня есть ученики, которые пришли ко мне в 5 лет.
С моей стороны это был своего рода эксперимент, даже моя дипломная работа в академии была посвящена этой проблеме. В той же Польше в 2003 году уже были классы со специальными детскими инструментами, где работали с детьми дошкольного возраста. И чем раньше ребёнок приходит в музыку, тем больше и лучше он продвинет свой потенциал, и к 8-9 годам уже огого что сможет вам сыграть. Это же и поставленные руки, и разработанный аппарат - это заложенные основы! Да, я согласна, есть у этой теории и проблемы, и вопросы: маленькие дети не так усидчивы, хуже концентрируются, но они делают иногда потрясающие прорывы. Я сама проверяла это!
А что касается профессионального, высшего образования, методов обучения в нашей Академии… Мне бы, наверное, хотелось более разностороннего обучения. Всё-таки это хорошо, что есть методика по обучению гитаристов, прекрасные учебники, та же школа Иванова-Крамского и Сеговия, ни в коем случае от этого не хочется отходить, там очень много полезного, это наша история… Но я бы намного раньше начинала знакомить детей с альтернативой, с блюзом, джазом, рок-музыкой и так далее.
Современные дети слушают музыку самую разную, и юным музыкантам нужно показать, что гитара есть везде: и в рок-музыке, и даже рэп-исполнители используют гитару. Если детям не показывать это многообразие, сами они могут просто не разобраться в том, что им нравится, чего им хочется. Очень важно, чтобы дети видели разноплановых гитаристов, чтобы они знали об этом.
Например, мои ученики просят меня периодически рассказать о том или ином стиле в музыке, сопутствующих ему приёмах игры. И я в Москве периодически провожу такие мастер-классы для детей, где рассказываю про историю гитары, причём стараюсь делать это максимально понятно и интересно для детей, отвечаю на их вопросы, объясняю, какой длинный путь прошла гитара, как она видоизменялась, и, поверьте, детям это очень интересно. Важно не ставить рамки, я против рамок.
Ещё многие спрашивают: на чём обучать - на классической гитаре или, например, на электро?.. Слушайте, ну если ребенок хочет на электрогитаре, и ему уже 9 лет - купите ему электрогитару. Не надо вот это наше “потом”. Нельзя так делать. Если ребёнку уже сейчас это интересно, если он хочет попробовать сыграть “Металику”, пускай в 3-4 ноты - дайте ему эту возможность, помогите ему это сделать.
А наши музыкальные школы - они в рамках всё-таки.
Сегодня страшно распиарена и обсуждаема тема гендерного неравенства...
Вы знаете, да, есть такое, первоначально девушка с гитарой вызывает у мужчин-гитаристов улыбку… А ещё удивление и даже какую-то зависть, что ли. Да, это почему-то по-прежнему удивляет людей. И сказать: “Гитара - и женский инструмент тоже”... Ничего подобного! У людей до сих пор ассоциация как раз такая, что гитара - это мужской инструмент. Особенно на эстраде, на большой сцене.
С другой стороны, женщина-гитаристка, басистка или даже ударница давно уже никого не удивит, но пробиться среди мужчин, отвоевать своё место, найти своих слушателей всё-таки надо. Чувствовали ли вы когда-нибудь остро вот такую гендерную конкуренцию?
Есть девушки по всему, которые играют на гитарах рок, джаз или блюз. Хватает их. Они все такие немного джинсовые, роковые, брутальные, с необычными причёсками… Это вроде как уже нормально и даже неплохо воспринимается. Это стиль их жизни, а вот найти какой-то близкий аналог меня... Вы, скорее всего, не найдёте. И дизайнеры, которые со мной работают и создают мне образы, всегда поражаются, как мне удаётся совместить, казалось бы, несовместимое - мою природную женственность и даже какую-то гламурность с гитарой. Потому что я выступаю в платье и на каблуках.
И музыка, которую я играю, тоже несколько женская - чувственная, романтичная, элегантная.
И при всей необычности моего образа - я не обманываю. Это, я считаю, самое важное - никогда не врать на сцене. Потому что зрителю не нужно казаться. Да, я могу и AC/DC сыграть. У меня был проект, где я играла на электрогитаре в роковом стиле гимн для компании МТС. Я могу и не такое играть, я клубный хаус с диджеями в Израиле играла, клубный формат, хотя это и не моя музыка.
Но когда я играю свои авторские песни - это я. И я вот такая: в платье, на каблуках, стою с гитарой. Это моё внутреннее, об этом я людям не вру. Как мне кажется, это сыграло мне на руку, потому что люди видят меня такой и верят мне. Кому-то это больше нравится, кому-то меньше, но люди принимают меня полностью.
В среде музыкантов-гитаристов меня знают, особенно в Москве, там есть своя гитарная тусовка. Со многими коллегами-гитаристами я дружу. У меня есть свои, так сказать, сторонники, которые меня всегда поддерживают, есть те, кто предпочитает оставаться в стороне.
Но когда я только появилась, и в Москве меня никто не знал, одно время шутили: “Ну в принципе, тебе-то и играть не нужно, ты можешь просто постоять на сцене с гитарой красивая”. Иногда приходилось что-то кому-то доказывать. Потому что вот эта улыбка такая… Какое-то время, когда я только приехала в Москву, меня преследовала эта улыбка.
Например, саундчек: Киркоров - пришёл-ушёл, ещё кто-то из мэтров эстрады - пришёл-ушёл. А потом - Игнатюк. Кто такой Игнатюк? И тут выхожу я - девочка с гитарой. Звукорежиссёры тут же начинают улыбаться… Заканчивались все эти неприятные улыбки, когда я начинала играть. Я вам скажу, вообще все вопросы отпадают, когда люди видят, что ты делаешь и как ты это делаешь. Не нужно приезжать на Феррари, не нужно приходить разодетым в Кристиан Диор или Шанель. Ты можешь вообще войти тихонько через чёрный ход. То, что ты показываешь на сцене - вот это реальность. Вот по этому тебя будут воспринимать в дальнейшем.
Людям нравится разная музыка. И музыканту просто нужно найти свою аудиторию, которой будет нравиться именно то, что делаешь ты. И когда уже получаешь обратную связь - на концертах, через соцсети, когда тобой интересуются, тебе пишут, спрашивают, ты уже понимаешь, что делаешь что-то хорошо и правильно. И это лучшее мерило успеха. Поэтому для теперь меня важнее то, как оценят меня слушатели.
Все люди в той или иной степени подвержены влиянию погоды и обстоятельств на настроение. И вот сейчас, когда весна - грязная и серая, когда утром с трудом получается выгнать себя из кровати, чем вы вдохновляетесь, как поднимаете себе настроение и по утрам выгоняете себя в жизнь и работу?
Когда ты увлечён своим делом - это всегда помогает. Я могу сказать, что в самое тяжелое время в этом году - январь-февраль, когда Москву страшно завалило снегом, как раз-таки когда шли сильные снегопады, а потом ударил жуткий мороз, мы на студии записали две композиции, одна из которых называется “Рио”, а вторая “Мадейра”. Первая, естественно, про прекрасный Рио-де-Жанейро, а вторая - про путешествие в Португалию.
Мои друзья говорят, что у меня хорошо получается абстрагироваться, полностью отстраниться от внешнего, и жить в каком-то моём мире. И мне это очень помогает в холодное время года. Потому что хочется солнца - нам всем не хватает солнца, хочется уехать в путешествие. Но я считаю, что нужно искать солнце внутри себя. Потому что можно отправиться в путешествие, получить какие-то новые яркие эмоции… Но когда вы вернётесь домой (рано или поздно придётся вернуться!), вы вернётесь в то же унылое состояние.
А ещё - спасайтесь музыкой. Она-то как раз и помогает создать такое настроение, что вы в февральской замёрзшей Москве можете чувствовать себя как на Гавайях. Это единственное, что нам поможет, и надеюсь, что скоро будет солнце!..
У вас уже есть товар из другой категории. Пожалуйста, удалите его для того, чтобы сравнить товары из другой категории